Автор: Сидоренко, 15.01.2017г
Любое использование материалов допускается только с письменного согласия Магазина готового бизнеса DELOMAG.ru
За десятилетие развития бизнеса население нашей страны успело привыкнуть к мысли, что продается и покупается все, или почти все. Но мысль о том, что можно продать либо приобрести сам бизнес, многих ставит в тупик. Слишком сложной видится процедура, неясными критерии оценки. Продажа бизнеса несопоставима в целом с продажей каких-либо иных товаров и услуг, поэтому и способы этой продажи весьма отличаются от традиционных. Как правило, для владельцев средних компаний существует несколько способов выхода из бизнеса:
- закрытие компании с распродажей активов по ликвидационной стоимости;
- передача в управление наемному менеджменту;
- закрытие компании с распродажей активов по ликвидационной стоимости;
- передача в управление наемному менеджменту;
- продажа компании как готового бизнеса.
Продажа готового бизнеса - наиболее правильное решение для владельцев успешных компаний. Оно позволяет не только продать имеющиеся активы за справедливую цену, но и получить премию за действующий бизнес, которая может превосходить стоимость активов в разы. Кроме того, основанный прежним владельцем бизнес обретает новую жизнь, поскольку покупатель, практически всегда выступает в роли преемника и стремится к развитию и росту компании.
Исходя из опыта компании Магазин Готового Бизнеса Delomag.ru в подавляющем большинстве случаев основными причинами продажи бизнеса являются:
- появление более привлекательных объектов для инвестирования;
- нехватка средств для развития или срочная потребность в денежных средствах: чаще - для возврата заемных средств, реже - по личным мотивам;
- ликвидация убыточных направлений бизнеса;
- ликвидация непрофильных активов, которым не находится места в новой стратегии развития компании;
-усталость, достижение пенсионного возраста, необходимость «вернуться» к семье и детям;
-переезд на новое место жительства, в том числе и за границу;
-стагнация компании обусловленная, как внутренними (конфликты собственников, отсутствие свободных средств), так и внешними (высокая конкуренция и невозможность выхода на др. рынки) причинами.
-переезд на новое место жительства, в том числе и за границу;
-стагнация компании обусловленная, как внутренними (конфликты собственников, отсутствие свободных средств), так и внешними (высокая конкуренция и невозможность выхода на др. рынки) причинами.
Хотелось бы предостеречь Продавца бизнеса от типичной ошибки, когда покупатель ищется из ближнего круга знакомых, полагая, что добрые отношения гарантируют ему чистоту сделки. Увы, наибольшее число проблем возникает именно при дружеской передаче бизнеса между хорошими знакомыми, ибо многие принципиальные моменты в договорах и соглашениях не прописываются. В 90-х годах такие «дружеские» сделки нередко заканчивались стрельбой. Вредным стереотипом при продаже бизнеса является утверждение Продавца: «Я и так знаю стоимость своего бизнеса». При этом он исходит из финансовых затрат и воспоминаний, как сложно было его создавать, т.е. мыслит старой информацией, покупатель же приобретает не прошлые затраты, а реальный бизнес – здесь и сейчас.
Философия подхода компании Магазин Готового Бизнеса Delomag.ru к оценке действующего бизнеса в целях продажи состоит в следующем:
1.Всякий товар имеет свою цену (для бизнеса нижняя граница цены равна ликвидационной стоимости его активов, верхняя – текущей стоимости его будущих доходов).
2.Потенциальный покупатель будет вкладывать свои кровные, руководствуясь исключительно экономическими соображениями, то есть только в бизнес, который приносит доход выше рыночного. Иными словами, «дураков с деньгами» не существует и не пытайтесь их искать!
2.Потенциальный покупатель будет вкладывать свои кровные, руководствуясь исключительно экономическими соображениями, то есть только в бизнес, который приносит доход выше рыночного. Иными словами, «дураков с деньгами» не существует и не пытайтесь их искать!
Традиционно основным подходом при оценке бизнеса справедливо считается сравнительный метод, наиболее полно учитывающий реалии рынка и пожелания инвесторов по срокам окупаемости бизнеса, схожего с оцениваемым.
Все чаще процедура передачи бизнеса и оплаты его стоимости оказывается растянутой во времени, осуществляется поэтапно. Подобная схема снижает риски Покупателя и позволяет в текущем режиме разобраться с состоянием дел на предприятии, обеспечивает заинтересованность Продавца в полном раскрытии информации и тщательном выполнении своих обязательств по предпродажной подготовке. Другими словами, в 2007 г. большинству собственников стоит рассчитывать не на быструю сделку, а на довольно долгий проект по слиянию/поглощению.
Подводя итоги 2006 г. нужно отметить рост российского рынка купли-продажи малых и средних предприятий - на продажу было выставлено более 15 тыс. компаний, почти в два раза больше, чем в 2005 г. Число реально совершенных сделок возросло более чем втрое. Это объясняется, во-первых, ростом числа предложений о продаже среднего бизнеса: все больше предприятий поступает на открытый рынок, крупные холдинги продают непрофильные активы; во-вторых, снижением рисков вложения средств в малые и средние компании: инвесторы уже не требуют годовой окупаемости, соглашаясь на доходность на уровне 40-50% годовых, в-третьих все больше предпринимателей владеют информацией о существовании цивилизованного рынка продаж средних предприятий, регулярно посещают профильные Интернет-сайты, используют специализированные базы данных.
Компания Магазин Готового Бизнеса Delomag.ru, http://www.delomag.ru/ - в настоящий момент единственная в Самарском регионе компания, предоставляющее своим клиентам наиболее полный комплекс услуг по купле-продажи малых и средних предприятий. Как правило, у участников рынка есть слабое представление о способах купли-продажи бизнеса, возможностях и ограничениях сделок, о завершенных сделках. Посетителям сайта предлагается уникальная информация о том, как правильно покупается и продается бизнес, о технологиях оценки действующих предприятий, предлагаются услуги разработки инвестиционных проектов и бизнес-планов, публикуются обзоры рынка слияний/поглощений в Самарском регионе.
Компания Магазин готового бизнеса Delomag.ru специализируется на операциях с коммерчес-кой недвижимостью, готовым бизнесом и франшизами. В списке услуг, предоставляемых нашей компанией:
-консалтинг по продаже действующего бизнеса, который состоит из:
-консалтинг по продаже действующего бизнеса, который состоит из:
оценки бизнеса (включает в себя оценку недвижимости, оборудования, торговой марки, репутации,товара)
анализа бизнеса, позиционировании его среди конкурентов;
аудита Юр. лица;
мероприятий по предпродажной подготовке (повышение инвестиционной привлека-тельности бизнеса);
представлении интересов Продавца на переговорах с покупателем;
поиска покупателя (мы ищем не просто Покупателя, а преемника, заинтересованного в том, чтобы бизнес работал и приносил прибыль);
сопровождении процесса продажи (анализ активов бизнеса, договор купли-продажи, расчеты с покупателем)
-консалтинг по покупке бизнеса;
-юридические консультации;
-информационные услуги;
-поиск и привлечение инвестиций;
-подбор оптимальной схемы кредитования;
-индивидуальное доверительное управления Вашим бизнесом;
-управление коммерческой недвижимостью;
-регистрация прав на земельные участки в Сызранском, Ставропольском районе.
Регулярные обзоры рынка готового бизнеса позволяют не только составить полное представление о нем, но и правильно выбрать момент, когда покупка или продажа бизнеса будут наиболее выгодными. Значимой частью сайта является раздел «Предложения о продаже», http://www.delomag.ru/bizsale/, где публикуются свежие предложения о продаже малых и средних компаний.
Описание любого бизнеса представлено в стандартном формате, называемом Меморандумом, где подробно описана информация о готовом бизнесе. Основными фактами, отраженными в меморандуме являются: год создания предприятия, организационная форма, цена и причина продажи предприятия, описание района, в котором действует предприятие, описание бизнеса, предоставляемых услуг, существующей клиентской базы, финансового состояние и т.п.
Бизнес при продаже выступает как товар, поэтому к нему применимы классические подходы маркетинга, и можно выявить "целевые группы" потенциальных покупателей. Обозначим основные. Крупные корпорации часто проявляют интерес к самым неожиданным направлениям бизнеса. Они обладают немалыми материальными ресурсами и стремятся быстро взять то, что нужно для следующего шага на рынке. Другой вариант - иностранные компании. Их редко интересуют достижения и возможности фирмы. Бизнес будет в корне реорганизован. Важны лишь ресурсы и инфраструктура. Покупателем может стать и один из конкурентов бизнеса, или бизнесмен, которому новая компания нужна для расширения рынка либо для замыкания собственной технологической цепочки. Может заинтересоваться бизнесом крупный клиент или поставщик. Но они же и самые опасные партнеры по сделке. Обладая информацией о продаже, они могут просто... уничтожить фирму из конкурентных соображений. Еще один тип покупателя - венчурные и инвестиционные компании. Их подход прост: вложенные деньги должны многократно окупиться. Их интересует устойчивый и отлаженный бизнес, испытывающий лишь недостаток оборотного капитала либо обладающий ценной технологией или ноу-хау, способными принести весомые доходы.
Cпециалисты компании Магазин готового бизнеса Delomag.ru могут представлять интересы Продавца/Покупателя в процессе ведения переговоров, детально изучив все сильные и слабые стороны бизнеса, наиболее эффективно и выгодно представить информацию о бизнесе, а зная истинную стоимость передаваемых прав, обоснованно отстаивать интересы продавца/покупателя бизнеса.
Попытки Инвестора самому решить вопрос покупки готового бизнеса, обречены на неудачу, поскольку необходимо понимание процесса сопровождения сделок по отчуждению прав собственности на действующие предприятия малого и среднего бизнеса. С другой стороны, Продавец озвучив информацию о готовящейся продаже предприятия сыграет на руку конкурентам и вызовет цепную реакцию: клиенты, сотрудники и др. заинтересованные субъекты побегут как крысы с тонущего корабля. И опытный консультант необходим здесь уже обеим сторонам. В том числе и на переговорах, которые часто проходят весьма эмоционально. "Нападки" на покупаемый бизнес могут задевать самолюбие и амбиции владельца, особенно когда он сам "создатель" компании. Обида и гнев в таком контексте только во вред. Между Продавцом и Покупателем должен быть кто-то, кто компетентно ответит на вопросы, четко обоснует цену, быстро просчитает влияние всех налогов и расходов на регистрацию при разных вариантах юридического оформления продажи. К тому же разделение ролей правильно с точки зрения маркетинга. У Покупателя не складывается впечатления, что Продавец любой ценой пытается продать предприятие: эту работу делает Магазин готового бизнеса Delomag.ru Владелец просто рассматривает возможность продать свою собственность. Безошибочно и в полном объеме произвести всю предпродажную подготовку самостоятельно не сможет ни один руководитель компании – нужны специалисты.
В разделе «Выставки, конференции», http://www.delomag.ru/newsarch/ предлагается наиболее актуальная информация о выставках и семинарах рынка готового бизнеса в России и за рубежом. Работа в тесном контакте с Торгово-промышленной палатой Тольятти и ведущими девелоперами Москвы позволяет нам быть в курсе всех новых проектов в нашем регионе.
Раздел "Статьи", http://delomag.ru/analitics/ компании Магазин Готового Бизнеса Delomag.ru, посвящен анализу рынка слияний и поглощений в Самарском регионе, здесь освещаются юридические и экономические вопросы деятельности крупных и средних сетевых компаний в нашем регионе.
В разделе «Поиск инвестиций», http://www.delomag.ru/invest/ представлены компании прошедшие аудит, после которого потенциальные инвесторы могут быть уверенными в том, что финансовые операции компании осмысленны и что отчетность, предоставляемая общественности, достоверно отражает ее финансовое состояние.
Формы нашего сотрудничества по поводу покупки или продажи готового бизнеса могут варьироваться от подготовки Меморандума и его размещения на сайте www.delomag.ru до проведения всего комплекса мероприятий по завершению сделки. У нас есть своя клиентура, мы знаем, как найти нового клиента, мы поможем Вам продать/купить бизнес. Наша компания всегда рядом (филиалы по Самарскому региону и партнеры по всей России). Мы поможем Вам оценить и правильно позиционировать свой бизнес. Мы всегда готовы выслушать Вас, мы поддержим Вас в непростой бизнес-ситуации.